В настоящее время разработано несколько простых и доступных способов и средств для оценки важнейших параметров качества масла. Так, в ПО «Звезда» разработан комплект эксплуатационника для оценки текущего состояния смазочного мсла — ТСМ-1, позволяющий проводить анализы в полевых условиях.
Его используют следующим образом. Из смазочной системы двигателя в стакан отбирают небольшое количество масла (10-15см3). Сначала устанавливают, что в масле нет воды для чего в пробу на 2-3мм опускают жало предварительно разогретого паяльника. Если в масле воды нет, его поверхность остается спокойной. При наличии воды на поверхности появляются пузырьки пара, наблюдается волнение и колебание масла.
Известен и другой способ. Небольшую порцию масла наливают в чистую сухую пробирку на 1/3 объема и медленно подогревают на керосиновой или спиртовой горелке. Масло, содержащее воду, при 1000С вспенивается, на поверхности пробирки отчетливо наблюдается конденсат воды.
Масло, содержащее воду (независимо от ее количества), дальше не проверяют: такое масло непригодно к использованию.
На вторм этапе анализа необводненное масло проверяют на вязкость. Сравнивая время истечения через калиброванное отверстие одинакового объема проверяемого и эталонного масла той же марки, делают вывод о пригодности масла к дальнейшему использованию. Масло, разжиженное или загущенное более чем на -30% (определяют по времени истечения), как и в случае обводнения, подлежит замене.
Для определения исправности агрегатов очистки масла в смазочной системе и содержания механических примесей в масле опытные мастера-диагносты используют простой способ: тщательно очищают два небольших куска полированного стекла, помещают между ними 2-3 капли проверяемого масла и трут друг о друга. Скрипящий звук свидетельствует о наличии в масле абразивных загрязнений. Такое масло следует заменить.
Более простой, но менее надежный способ оценки качества моторного масла заключается в следующем. На лист фильтровальной бумаги наносят 3-4 капли масла, взятого маслоизмерительным стержнем (щупом) из картера прогретого двигателя. Каждая капля образует на фильтровальной бумане пятно овальной или круглой формы с темным ядром, вокруг которого располагаются один или два концентрических кольца различных размеров и окрасок. Окраска, размеры и число концентрических колец пятна зависят от наличия загрязнений и содержания активной присадки в масле.
Через 10 мин замеряют диаметры и ядра концентрических колец масляных пятен и по среднему их значению определяют коэффициенты годности масла К и К1:К=Д/d1/d2, где Д — максимальный (наружный) диаметр пятна, мм; d1 – внутренний диаметр внешнего кольца, мм; d2 — диаметр ядра масляного пятна, мм.
Коэффициент К показывает наличие в масле присадки. При значении К менее 1,3 масло не имеет активной присадки или же концентрация ее находится на низком уровне. Такое масло необходимо заменить.
Коэффициент К1 характеризует степень загрязнения масла механическими примесями. С увеличением их количества коэффициент К1 уменьшается. Минимальное допустимое значение коэффициента К1 равно 1,4.
Состояние масла оценивают с учетом цвета ядра масляного пятна. Цвет ядра может быть светло-желтым, светло-коричневым, темно-коричневым, серым, темно-серым и черным. Если коэффициент К1 более 1,4, то масло пригодно к дальнейшей работе при любом цвете. Если К1 равно или меньше 1,4, а цвет ядра черный, то масло требуется заменить.
Заменяют масло сразу же после остановки прогретого двигателя. При этом масло сливают еще горячим и механические примеси, находящиеся в нем, удаляются вместе с грязным маслом. При значительном загрязнении масла (при К1 менее 1,4) промывают смазочную систему.
Необходимость промывки вызвана тем, что во внутренних полостях смазочной системы двигателя и его картера остатки отработанного масла составляют значительную часть. Это приводит к тому, что присадки свежего масла начинают интенсивно срабатываться на продуктах старения в остатках отработанного масла. Абразивные примеси и продукты изнашивания деталей двигателя загрязняют свежее масло и ускоряют процесс его старения.
Сохранить начальные параметры масла можно путем промывки смазочной системы с помощью установок ОМ-2871А или ОМ-16361. Последняя установка отличается наличием в ней устройства подачи пульсирующего потока промывочной жидкости с вводом в него пузырьков воздуха. Она оборудована центрифугой для очистки промывочной жидкости от загрязнений, что увеличивает срок ее службы.
В качестве промывочной жидкости применяют смесь из одной части свежего моторного масла группы В2 (К-8В2, М-10В2, К-10В2С, М-12В2У) и трех частей дизельного топлива. Температура промывочной жидкости в установке 50(+-)50С, давление 0,-0,8 Мпа, давление сжатого воздуха 0,7-0,75Мпа.