Памятка потребителю коленчатых валов для ремонта двигателей СМД-31А
Вал коленчатый 31-0401-4А (в дальнейшем коленчатый вал) предназначен для установки в дизельный двигатель СМД-31А и его модификации ( в дальнейшем — дизель).
Все коренные и шатунные шейки коленчатого вала выполнены под один из номинальных или ремонтных размеров, указанных в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 — Коренные шейки коленчатого вала
Маркировка размерных групп |
Диаметр шеек коленвала, мм |
Внутренний диаметр подшипника, мм |
Толщина вкладыша, мм |
|||
размер |
допуск |
размер |
допуск |
размер |
допуск |
|
Н1 |
92,25 |
-0,022 |
92,25 |
+0,141 +0,100 |
2,820 |
+-0,005
|
Н2 |
92,00 |
92,00 |
2,945 |
|||
Р1 |
91,50 |
91,50 |
3,195 |
|||
Р2 |
91,00 |
91,00 |
3,445 |
|||
Р3 |
90,50 |
90,50 |
3,695 |
|||
Р4 |
90,00 |
90,00 |
3,945 |
Таблица 2 — Шатунные шейки коленчатого вала
Маркировка размерных групп |
Диаметр шеек коленвала, мм |
Внутренний диаметр подшипника, мм |
Толщина вкладыша, мм |
|||
размер |
допуск |
размер |
допуск |
размер |
допуск |
|
Н1 |
78,25 |
-0,095 -0,114 |
78,25 |
+0,031 +0,010 |
2,875 |
+-0,005 |
Н2 |
78,00 |
78,00 |
3,00 |
|||
Р1 |
77,25 |
77,25 |
3,375 |
|||
Р2 |
76,50 |
76,50 |
3,75 |
|||
Р3 |
75,75 |
75,75 |
4,125 |
|||
Р4 |
75,00 |
75,00 |
|
4,5 |
1. Подготовка к установке коленчатого вала
1.1 Вал расконсервировать: очистить от консервационной смазки, выкрутить заглушки маслокарманов, удалить остатки консервационной смазки из маслокарманов и маслоканалов. Промыть вал, масляные карманы и полости необходимыми растворами, продуть сжатым воздухом, просушить, закрутить заглушки.
Примечание: заглушки закручивать в те маслокарманы, из которых были выкручены, чтобы не увеличивался дисбаланс.
Чистота промывочной жидкости по 13 классу ГОСТ 172 16-71.
2. Требования к сопрягаемым деталям
2.1 Для предупреждения преждевременного выхода из строя (поломки) дизеля и необоснованных претензий к качеству коленчатого вала необходимо убедиться в годности сопрягаемых деталей к сборке.
2.2 Вкладыши коренных и шатунных подшипников должны соответствовать размерам коренных и шатунных шеек коленчатого вала (см. табл. 1 и 2).
Обозначение комплекта шатунных вкладышей: А23.01-84-31сбЛ
Обозначение комплекта коренных вкладышей: А23.01-98-31сбА
Дополнительная маркировка размерной группы и ремонтных размеров вкладышей: Н1, Н2,Р1, Р2, Р3, Р4.
2.3 Вал отбалансирован динамически. Дисбаланс коленвала ( без комплектующий деталей) не должен превышать 7,5 мН*м (75гс*см).
2.4 Величина допустимого дисбаланса валов в сборе с заглушками, шплинтами, трубками и штифтами более 95гс*см не допускается.
2.5 Крышки коренных подшипников должны плотно входить в замки гнезд блок-картера. Перестановка и перевертывание крышек коренных подшипников не допускается.
2.6 Отклонение от плоскостности опорных поверхностей крепления крышек коренных подшипников допускается не более 0,025 мм.
2.7 Отклонение от перпендикулярности торцевых поверхностей крышек коренных пошипников к плоскости разъема не должно превышать 0,1 мм на 100 мм.
2.8 Раскомплектование шатунов с крышками не допускается.
2.9 Разность масс шатунов, входящих в комплект на один дизель, не должна быть более 15 грамм.
2.10 разность масс поршней одного комплекта не должна превышать 7 грамм.
2.11 разность масс пальцев, установленных на один двигатель не должна быть более 6 грамм.
3. Требования к сборке
3.1 Все детали и узлы, поступающие на сборку, должны быть чистыми, сухими и не иметь следов консервационной смазки, стружки и грязи.
3.2 Трущиеся поверхности деталей: коренные и шатунные шейки, вкладыши, упорные полукольца при сборке протереть салфеткой и смазать дизельным маслом, а рабочие кромки резиновых сальников (манжет) слоем консистентной смазки.
3.3 Замки вкладышей совместить с пазами постелей, а масляные отверстия во вкладышах
с масляными каналами в блок-картере.
3.4 Болты коренных подшипников затянуть моментом 200-220 Н*м (20-22 кгс*м), затяжку болтов произвести с крышки третьего коренного подшипника.
3.5 Коленчатый вал после затяжки болтов коренных подшипников, должен проворачиваться
плавно, без заеданий от усилия руки, приложенного к штифту фланца коленчатого вала.
Продольный люфт коленчатого вала в установленных полукольцах должен быть в
пределах 0,170-0,400 мм, допускаемое перемещение вала 0,48 мм.
Зазор в коренных подшипниках — в пределах 0,122-0,163 мм.
3.6 Шатунные болты затянуть моментом 147-167Н*м (15-17 кгс*м).
3.7 Шатун должен свободно перемещаться от усилия руки вдоль оси шатунной шейки. Продольный люфт шатуна должен быть 0,17-0,44 мм.
3.8 Коленчатый вал при установленных поршнях и нормально затянутых гайках шатунных болтов должен проворачиваться при приложении момента не более 50Н*м (5кгс*м).
4. Обкатка и испытание
ВНИМАНИЕ! Запрещается вводить двигатель (комбайн) в эксплуатацию с полной нагрузкой без его обкатки.
4.1 Назначение обкатки — приработка поверхностей сопряженных деталей, проверка правильности сборки, соблюдение заданных техническими условиями и предусмотренных конструкцией взаимоположения деталей, зазоров, натягов.
4.2 При подготовке двигателя к обкатке следует очистить его от пыли и грязи, ознакомиться с действующей технической документацией на двигатель СМД-31А.
4.3 Обкатка дизеля вместе с комбайном в течение 30 моточасов работы является обязательной.
Нагрузку на двигатель следует увеличивать постепенно, так чтобы к концу обкатки она не превышала 75% эксплуатационной мощности.
4.4 Во время работы двигатель осматривают, проверяют показания контрольных приборов, плотность трубопроводов и фланцевых соединений. Обнаружив неисправность, двигатель останавливают, выявляют причину неисправности, устраняют ее. По окончании обкатки проводят технический уход, контрольный осмотр и заменяют масло в двигателе.